Dmitry Kuz'min (Дмитрий Кузьмин, стало быть) (dkuzmin) wrote,
Dmitry Kuz'min (Дмитрий Кузьмин, стало быть)
dkuzmin

Category:

Поэзия как развлечение?

Фаина Леонтьевна Гримберг разносит вести. А то бы и не знал я, чего в мире творится: оказывается, в последнем "Знамени" некто Работнов обрушился на чем свет стоит на друга нашего Данилу Давыдова. Основной повод – статья последнего об Анне Горенко, в которой речь идет, помимо прочего, о влиянии наркотиков на ее поэтику. Т.е. ему примерещилась тут пропаганда наркотиков, адресованная молодым поэтам: Но — все-таки удержимся. Просто подумаем: кому забрасывается этот крючок с наживкой: “наркотическая оптика”, “жизнетворчество”, “вершина поэтики грамматической разорванности и семантических смещений”, “упорядоченность”, “последовательность”, “альтернативное миропонимание”, “вариация на тему эстетики не-Х”, “непредсказуемая полиметрия”? Ведь детям — теплым, живым, умненьким, пытающимся писать детям, пацанам и девчонкам, которых через несколько лет не будет, если они на эту чушь клюнут! Зато, может, останется, как после Горенко, “небольшой корпус текстов”, “значительность” которого Д. Давыдов с тем же удовольствием будет пропагандировать в НЛО.
Фантастика просто!

Этот Работнов, насколько я понимаю, не литератор. Он представляет точку зрения на литературу классического русского/советского интеллигента. Интеллигентность его выражается, главным образом, в уснащении текста английскими цитатами и афоризмами: видно, что человек недавно ознакомился с каким-то сборником светлых мыслей и теперь не может от него отделаться. Досталось, помимо Давыдова, еще нескольким персонам (за разное), а вместо морали приведена цитата из Алехина – верховного авторитета в области поэзии: насчет того, что профессиональная поэзия должна быть обращена к непрофессиональному читателю. То есть, подразумевает Работнов, ко мне. А раз должна – то как смеет не слушаться, почему не везде понятно?

Вот что тут самое главное: апелляция к потребителю. Если поэзия читателю что-либо должна – значит, она существует по законам рынка. Конкретно – рынка развлечений. Алехин, Работнов и tutti quanti не додумывают эту мысль до конца: на рынке развлечений у нравящейся им поэзии очень скромное место. Там гораздо более востребована (широким "непрофессиональным читателем") поэзия куда более незатейливого свойства, по возможности – положенная на музыку и спетая дурным плоским голосом поп-звезды. Впрочем, об этом я уже писал, потому что по поводу непрофессионального читателя ко мне персонально уже приставала нижегородская поэтесса Кулакова.

Концепции поэзии (и вообще искусства) как развлечения противостоит понимание искусства как способа познания. Это специфический способ открывать новое и неведомое в окружающем мире, в человеческой душе, в межличностных отношениях, наконец, в самом языке. Но это новое и неведомое нужно – здесь и сейчас – далеко не всем, а, зачастую, крохотной горстке людей, вполне сопоставимой с горсткой людей, для которых существенно важно открыть какую-нибудь новую хитроумную субэлементарную частицу, от которой прочим согражданам ни горячо, ни холодно. Согражданам не дано знать, как это открытие срезонирует спустя десятилетия или века, какие новые технологии из него проистекут и как изменят очертания привычного мира. Так и непрофессиональному читателю не дано знать, как изменится спустя десятилетия среднестатистический способ восприятия мира вследствие того, что сегодня поиски искусства идут в том или ином направлении.

Нет ничего дурного в рынке развлечений. Даже если отобрать у фанатов группу "Руки вверх" – они от этого не пойдут слушать Шостаковича. (А вдруг пойдут? От безысходности пойдут, 99 из 100 послушают пять минут и плюнут, а сотого вдруг зацепит? Ну, это другая история.) Но когда работники рынка развлечений объясняют, что они-то и есть служители искусства, – это они обманывают. Возможно, что и самих себя.
Tags: проблемы литературной теории и практики
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments