Dmitry Kuz'min (Дмитрий Кузьмин, стало быть) (dkuzmin) wrote,
Dmitry Kuz'min (Дмитрий Кузьмин, стало быть)
dkuzmin

Category:

Молодой литератор — 2010

Нижегородский конкурс молодых авторов проходил в этом году в пятый раз, а я в нём участвовал в качестве эксперта повторно. В целом впечатления были, пожалуй, не столь яркие, как в прошлом году — отчасти, возможно, потому, что на сей раз среди конкурсантов не было никого, кому бы я априори желал победы.

В поэтической номинации примерно на равных основаниях могли рассчитывать на первенство четверо участников, из коих трое — Галина Рымбу podoidi, Александр Курицын kuridzen и Артём Филатов bohmen — и стали лауреатами; но и у девушек, участвовавших, так сказать, на вторых ролях, тоже зачастую попадалось что-то живое и симпатичное. В ходе нашего с Евгением Прощиным terens совместного семинара молодые авторы, как и год назад, должны были прочесть любимое стихотворение современного поэта и пояснить, чтó в нём, с их точки зрения, замечательного; в числе прозвучавших были, в частности, Линор Горалик, Дмитрий Воденников, Сергей Тимофеев, Антон Очиров и, паче чаяния, Дмитрий Александрович Пригов, а стихотворение Вадима Месяца, прочитанное Галиной Рымбу, даже для меня стало сюрпризом (не то чтобы я его прежде не читал, но как-то не вникал в тонкости мотивной структуры). При этом способность сказать о стихах что-либо внятное, помимо общего восхищения, у большинства участников равна нулю, и это, конечно, досадно (а насколько им в развитии этой способности могут посодействовать наши с Женей образцы — дело тёмное, хотя идея была отчасти в этом); но по части вкуса, в общем, серьёзных претензий к относительно случайному набору провинциальных молодых поэтов нет (я не к тому, что мне всё нравится: скажем, из Очирова было выбрано, по-моему, совершенно неудачное стихотворение; речь о том, что участники семинара, в целом, живут в реальном литературном пространстве). Правда, ради того, чтобы в семье было не без урода, из Екатеринбурга был приглашён молодой поэт Комаров, более известный невменяемыми рецензиями в «Урале»; ещё только увидав этого голема в футболке московского футбольного клуба «Локомотив» с реквизитами полузащитника Билялетдинова, я заподозрил неладное, это ощущение заметно усилилось от прослушивания его пространных тирад на тему о том, что лишь два автора в истории русской поэзии — Александр Сергеевич Пушкин и Юрий Казарин — характеризуются совершенной непостижимостью метафизических глубин, но окончательно поставило всё на места последовавшее за официальной частью первого дня вольное тусование, в ходе которого молодой поэт Комаров продолжал изрекать истины и читать по памяти Маяковского и Евтушенко, а когда в очередной раз обнаруживал, что в помещении, где он это делает, никого не осталось, — отправлялся в поисках сбежавших слушателей в соседнее: тут я понял наконец, откуда залетело это тяжеловесное déjà vu, — ровно тот же эффект производило в начале 1990-х годов среди тогдашней литературной молодёжи теперешнее литературно-критическое светило Кирилл Анкудинов.

Что касается прозаической номинации, то она по большей части состояла из унылой чепухи — настолько, что я бы порекомендовал организаторам закрыть её вовсе (ну, или придумать какой-то способ её стимулирования). На этом фоне enfant terrible Дмитрий Каплин dead_rabbit143, как ни крути, смотрелся беспроигрышно и своё законное первое место получил — от чего лично я никакой радости не испытал, потому что это юное дарование не принадлежит к тем, кто способен на внутренний рост при отсутствии внешних стимулов (в том числе в форме конкуренции). Проще говоря, из текстов, представленных в этом году, не видно, чтобы мальчик за год стал писать лучше. Или хотя бы научился перечитывать и дошлифовывать. Жаль будет, если так ничего из этого и не выйдет. Что до прочих участников, то наиболее аккуратные и внятные рассказы были у Алёны Чурбановой kaizer_84, отчего и почему второе место заняла какая-то другая девица — я не уловил (как бы не по длине ног).

Город Кстово, в котором проходила бóльшая часть фестиваля, примечателен крупными табличками «Здесь можно быстро вызвать милицию» в витринах магазинов. Общежитие, в котором поселили участников, встретило нас следующим объявлением:

— намекая на стилистические пристрастия жителей города; на чтениях экспертов фестиваля, проведённых в украшающем Кстово Дворце нефтехимика, немногочисленная фракция этих пристрастных жителей всё домогалась до устроителей, отчего же выступить перед молодёжью не позвали «поэтов-классиков» — причём, как выяснилось, вовсе не имея в виду, что устроители должны были вызвать для выступления дух Николая Алексеевича Некрасова, а подразумевая под классиками местного литературного старца Шамшурина, автора нижегородского областного гимна («И синь лесов, и шепот ковыля» etc.). Хотя, в принципе, можно было б и Шамшурина позвать: главное ведь — правильная рамка. По части правильного подбора новой рамки для ключевых персоналий и концептов предыдущей эпохи город Кстово многим городам даст сто очков вперёд:

В остальном же наше общение с местными жителями было минимизировано. Впрочем, когда мы с коллегой Прощиным зашли в ларёк за шоколадкой и водкой соответственно, то трое местных детей лет 11-12, бойко болтавшие между собой на поросячьей латыни, посмотрели на меня снизу вверх, и самый бойкий сказал: «Дядь, вы когда напьётесь — нас этими своими сапогами не бейте». Зато когда перед отъездом из города, в ожидании пудрящих носики девиц, будущий лауреат Каплин присел покурить на качельки близлежащей детской площадки — немедленно приехала милиция и оштрафовала его на сто рублей.

Заключительный концерт финалистов конкурса прошёл в нижегородском Доме актёра. Мило, что устроители позаимствовали у премии «Дебют» её последнюю фишку: предварять появление финалистов короткими видеоинтервью с ними, — формат действительно очень удачный. И что на задней лестнице, фактически за кулисами, куда участники выскакивали контрабандой покурить, стоял нацеленный в окно небольшой пулемёт, — тоже мило.

Резюмируя, можно сказать, что трём нижегородским молодым людям удалось создать вполне живой и действующий проект — и на этой стадии уже надо, наверно, как-то его переформатировать. Кой-какие идеи мы там кулуарно вместе с Андреем Василевским им подбрасывали, но, конечно, культурменеджмент — искусство возможного. С другой стороны, Ольга Лукинова, Андрей Носов и Екатерина Магуськина явно уже его освоили.

Лично у меня по окончании фестиваля был ещё суточный бонус-трек со всей полнотой разных прежних и новых эмоциональных приключений и концерт «Аквариума» в нижегородском ночном клубе, по большей части состоявший из хитов 1980-х, отсылавших меня мыслями прямиком в прокуренные комнаты Дома студента на Вернадского образца 1986 года. Но это уже совсем другая история ©.
Tags: отчеты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments