Dmitry Kuz'min (Дмитрий Кузьмин, стало быть) (dkuzmin) wrote,
Dmitry Kuz'min (Дмитрий Кузьмин, стало быть)
dkuzmin

Categories:

Первая из презентаций журнала «Воздух»

Воздух утопии
Поэтический вернисаж

18 апреля, воскресенье, 17.00
Центр современной культуры «Гараж»
(ул. Образцова, 19А)
Продолжительность программы 30-40 минут


Жанр поэтического вернисажа подразумевает выступление авторов актуальной поэзии непосредственно внутри экспозиции актуального искусства, вступающее в непосредственный диалог с проблемным и образным рядом выставочного проекта. Чтения в рамках проекта «Русские Утопии» приурочены к открытию его второй части «Будущее отсюда». В них примут участие поэты Андрей Тавров и Фёдор Сваровский, которые выступят в пространстве, организованном инсталляцией Алексея Калимы «Острова любви». Программа подготовлена журналом поэзии «Воздух» и служит одновременно презентацией его первого номера за 2010 год, авторами которого являются оба поэта. Базовой ценностью, отстаиваемой журналом, является свобода циркуляции художественных идей между авторами, изначально приверженными совершенно различным творческим стратегиям: воздух незримо соединяет тех, кто им дышит.

Поиски современного визуального искусства и современной поэзии идут независимо друг от друга, но переклички между ними, в том числе и в форме полемики, возможны и закономерны. Кризис традиционного лирического высказывания, сфокусированного так или иначе на переживании здесь-и-сейчас, в качестве альтернативных поэтических стратегий вызвал перемещение лирического субъекта в самые различные хронотопы. Рамка параллельной реальности предстаёт средством дистанцирования от присутствующего в высказывании недвусмысленного пафоса, ставит его под вопрос и оставляет в состоянии перманентной проблематизированности.
К этой генеральной стратегии одни авторы подступают во всеоружии традиционных культурных средств: так Андрей Тавров, отправляясь от классического мифа об Агасфере, вовлекает в его орбиту произвольный корпус сколь угодно далёкого от исходной точки культурного материала, моделируя оптику субъекта, не связанного какими бы то ни было временными или пространственными ограничениями и потому обладающего универсальной способностью восприятия, интерпретации и ассоциации:

Над Новой Гвинеей в Европе летит листва,
и Клязьму держат на трёх фонтанах киты,

– утопия Таврова скорее пантопия, она не нигде, а везде и обладает свойством тотальной связности. В иных случах, напротив, поэт выбирает в качестве исходной точки некоторый априори дискредитированный, выморочный, бедный смыслами хронотоп, внутри которого неактуальны запреты, накладываемые отработанностью определённых ходов и мотивов, освоенностью материала: так Фёдор Сваровский делегирует богоискательство, самоутверждение, ностальгию и другие тривиальные сами по себе и вместе с тем насущные для человека речевые практики персонажам, заимствованным из трэшевой фантастики – боевым роботам или космическим разведчикам:

путешествуя вокруг космических струн
люди плодят множественные реальности
тысячи ветвей разбегаются от ствола
как трещины по ненадёжному льду

– характерным образом сами по себе рисуемые Сваровским «множественные реальности» совершенно не фантастичны по природе своей, они лишь заключены в фантастическое как в кавычки, легитимирующие работу автора по их описанию.
Будущее, постоянно присутствующее в поэзии Таврова, Сваровского и других заметных современных русских поэтов, демонстративно предстаёт не прогнозом, а проекцией: авторы отдают себе отчёт в том, что образ будущего неизбежно строится из материала, поставляемого настоящим, и, следовательно, не может не быть ошибочным. И, вместе с тем, моделирование будущего выступает как эффективый способ высказывания о настоящем.

Tags: анонсы
Subscribe

  • Новости фотогалереи

    В нашей неспешно пополняемой галерее «Лица русской литературы» — важная новинка: два десятка фотографий замечательного петербургского фотографа…

  • Новости фотогалереи

    800-м современным русским литератором, изображение которого включено в нашу маленькую скромную базу данных по изображениям современных русских…

  • Новости фотогалереи

    Спустя год дошли руки выложить альбом с фотографиями фестиваля «Сны о Грузии», существенно расширенный по сравнению с версией Литкарты. Фракция…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments