Dmitry Kuz'min (Дмитрий Кузьмин, стало быть) (dkuzmin) wrote,
Dmitry Kuz'min (Дмитрий Кузьмин, стало быть)
dkuzmin

Category:

Архив: Горбаневская—1992

Нашлась вырезка 16-летней давности. Я тогда переписывался, на волне «вавилонского» Всесоюзного конкурса молодых поэтов, с таким Владимиром Токмаковым из Барнаула, и он предложил мне писать о современной литературе для барнаульской газеты. И одну статью я, таки да, для них сочинил. Все необходимые реверансы по поводу разнообразной наивности, упрощения и т. п. подразумеваются.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПИСЬМА ИЗ СТОЛИЦЫ
«Молодёжь Алтая», 1992, № 39.

        «Литературные письма из столицы» – очень старый жанр, существовавший в российской провинции до октябрьского переворота. Мы хотим попытаться возродить этот жанр на страницах «МА». Что получится – судите сами. Наш корреспондент – Дмитрий Кузьмин, поэт, критик, президент московского товарищества молодых литераторов «Вавилон».

        * * *

        Что новенького было летом в литературной жизни златоглавой? На лето она, в основном, замирает. Правда, в последнее воскресенье июня «Московский комсомолец» проводит, вот уже пятый год, так называемый «Турнир поэтов», на котором все желающие выступают со своими стихами, а в конце публика выбирает – в лучших традициях 10-20-х гг., Политехнического музея и т. д. – Короля поэтов. Но если в первые годы это было более или менее интересно – скажем, в 89-м Королем поэтов стал Александр Еременко (как помнят читатели «МА», наш земляк, – В.Т.), то теперь никто из сколько-нибудь интересных поэтов на «Турнир» не приходит, и мероприятие получается довольно убогое.

        В этом году, однако, лето принесло любителям поэзии неожиданный подарок: в Москве на несколько дней появилась Наталья Горбаневская, устроившая экспромтом вечер в Литературном музее.
        Большинству Горбаневская известна как одна из семерых правозащитников, устроивших в 1968 на Красной площади демонстрацию протеста против советского вторжения в Чехословакию. Некоторые слышали о ней как о заместителе главного редактора самого, пожалуй, солидного и престижного эмигрантского литературного журнала «Континент». Но изумительное поэтическое творчество Горбаневской на родине почти неизвестно – хотя несколько раз в последние годы стихи ее публиковались: впервые – в газете «Советский цирк» (это не шутка! в 89-90 годах цирковая многотиражка, впервые пущенная в свободную продажу, стала печатать стихи лучших поэтов самиздата и эмиграции!), затем в двух замечательных, но совершенно недоступных из-за мизерного тиража питерских альманахах («Камера хранения» и «Незамеченная земля») и наконец в «Октябре» и «Знамени». Мне посчастливилось прочесть стихи Горбаневской несколько раньше – году в 84-м. Добыл ее самиздатовский сборник – слепую машинопись в коленкоровых корочках, четыре поэтических цикла 1961-64 годов. Стихи эти, поразившие меня тогда, когда мое представление о современной (настоящей) поэзии ограничивалось Ахмадулиной и Окуджавой, теперь, став рядом со стихами Бродского, Цветкова, Жданова, Гандлевского, Седаковой, Кривулина, поражали не меньше, а больше. У кого еще, после Кузмина и Мандельштама, можно встретить такую степень звуковой организации стиха, при которой буквально каждый звук значим, участвует в создании мелодического рисунка? «Гуляют ветры нестерпимые, куда ни глянь и ни ступи. Стихи мои, стихи мои, произносимые в степи! Над ковылем и клеверами кружится долгий голос мой...» – разве можно дольше голосу лететь над степью, чем этими тремя подряд ударными «о»? Неповторимая, упоительно-романтическая интонация захватывает, поэзия действительно становится «музыкой слова».
        Прошло несколько лет – и одновременно с тем, как магия этих первых безоглядных, безудержных стихов раскрывалась мне и моим друзьям все глубже и полнее, начали появляться на горизонте парижские сборнички Горбаневской, с текстами не менее магическими, но звучащими куда сдержаннее, холоднее, мудрее: «И к этим до дна промороженным и до горячки простывшим, впотьмах распростертым, убогим моим Патриаршим прильну и приникну, промерзну, притихну, поймешь ли, простишь ли, сбегая ко мне по торжественным лестничным маршам...» – не странно ли, сколько всего сходится к русской литературе ХХ века к этим сакраментальным полутора прудикам неподалеку от площади Маяковского? Не характерен ли выбор, который делали многие «подпольные» литераторы, – возглашать стихи от подножия «талантливейшего поэта революционной эпохи», не выдержавшего этой эпохи, или посидеть вместе или в одиночку на скамейке перед тихим прудом?
        Горбаневскую последних лет я слышал в Литературном музее впервые. Тексты стали намного жестче, порой – афористичней, образы – сложнее: «Журавлиная синица опустилась в океан. Тех, кому ничто не снится, никому не взять в полон...» Кажется, даже появляется что-то общее с Бродским, так ведь? И в то же время с другими современными авторами, от Гандлевского до восходящей звезды петербургской поэтической школы Всеволода Зельченко, сближает лирику Горбаневской своего рода «постмодернизм» – но не в разговорном значении этого слова, не пародирование всех существующих культурных школ и явлений, а органичное включение поэзии, искусства, культуры на равных правах с другими явлениями в круг объектов художественного творчества: стихи или музыка – такая же часть жизни, как небо или дерево, и сознание этого все сильнее влияет на Художника...

        Три часа в Литературном музее пролетели почти незаметно, и теперь ценителей ждет встреча со стихами Горбаневской в одном из ближайших номеров «Нового мира» – и в первом номере нашего журнала «Вавилон», о котором, наверно, расскажу в следующий раз.
Tags: из жизни небезызвестного литератора
Subscribe

  • Новости фотогалереи

    В нашей неспешно пополняемой галерее «Лица русской литературы» — важная новинка: два десятка фотографий замечательного петербургского фотографа…

  • Новости фотогалереи

    800-м современным русским литератором, изображение которого включено в нашу маленькую скромную базу данных по изображениям современных русских…

  • Новости фотогалереи

    Спустя год дошли руки выложить альбом с фотографиями фестиваля «Сны о Грузии», существенно расширенный по сравнению с версией Литкарты. Фракция…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments