Dmitry Kuz'min (Дмитрий Кузьмин, стало быть) (dkuzmin) wrote,
Dmitry Kuz'min (Дмитрий Кузьмин, стало быть)
dkuzmin

Category:

Второе вручение Русской премии прошло вчера в Театре "Эрмитаж"

Как всегда, на торжественном ритуале отразилось глубокое отсутствие у организаторов какого-либо интереса и уважения к литературе как таковой. Обычным делом уже стало аранжировать подобные церемонии салонно-ресторанным музицированием на сцене и в кулуарах, дабы публика не заскучала без звукового фона; учитывая, что собственно литературные тексты на таких акциях не звучат (а уж по меньшей мере поэтические — могли бы), — совершенно очевидно, что организаторы подспудно не считают литературу чем-то достаточно привлекательным и потому полагают необходимым скрашивать ее музыкой (а уж какую музыку при этом выбирают — вопрос второй, хотя с замечанием Александра Гаврилова трудно не согласиться). В данном случае, однако, к музыкантам добавились еще и ряженые: по тесному театральному фойе, где и приглашенным-то было еле протиснуться, болтался десяток кривляющихся мимов с выбеленными, как положено, лицами — символизируя, очевидно, неспособность современной литературы сказать что-либо внятное человеческим голосом. Словом, режиссеров церемонии — вздернуть на изящных фонарях сада "Эрмитаж".

То, что для идеологических покровителей премии проект носит отчетливо политический, реваншистский характер, было обозначено сразу — приглашением в качестве ведущих вечера дикторов советского телевидения Шатиловой и Кочергина. Опять это дурной театр. Все обсмотрелись Оскаров и Тэффи и пытаются играть в ту же игру — однако там актеры, кинематографисты, телевизионщики награждают и поздравляют друг друга, а не каких-то неведомых им литераторов. А вести финальную церемонию литературной премии должен писатель. Причем такой, кто не будет путаться в именах лауреатов и названиях их книг.

Теперь о хорошем. Как я уже говорил, весь поэтический шорт-лист (т.е. и лонг-лист из шести имен, и последовавший шорт-лист Абдуллаев—Афанасьева—Лазуткин) был очень хорош ("хорош", естественно, не значит "единственно возможен": не уступающих списков можно составить еще два или три). Я от души поздравляю Настю sgt_pepper с первым местом в этом соревновании — и нахожу, что она повела себя на церемонии награждения с исключительным достоинством, в ответном слове назвав поименно четверых своих конкурентов и сказав о том, что очень любит и ценит их поэзию. Любить чужое не меньше своего и ставить товарищей по цеху не ниже себя – по моим понятиям, свойство настоящего профессионала. Плюс к тому, меня очень порадовали теплые слова, которыми представил Дмитрия Лазуткина Борис Кузьминский. Возможно, с точки зрения логичной последовательности событий эта премия полагалась бы сперва Абдуллаеву, потом бывшим в лонг-листе Морейно и Тимофееву, а уж потом Насте и Диме (т.е. в качестве списка лауреатов на ближайшие пять лет был бы отличный вектор) – но это, в общем, уже детали.

О шестерых прозаиках из двух шорт-листов (крупная и малая форма) я ничего сказать не могу – не читал и (за исключением Владимира Лорченкова) никогда не слышал. И это некоторым образом настораживает. Потому что впечатление было такое, что все эти авторы – в отличие от вышепоименованных поэтов – никак в общерусской литературной жизни не задействованы, нигде толком не публиковались и никому толком не известны. Может быть, они при этом вполне прекрасны – не знаю (66-летний Талип Ибраимов, получивший премию за свои повести и сказавший, что он страшно рад, что таким образом смог порадовать свою тещу, был вполне мил и вызывал желание заглянуть в его сочинения; украинский романист-дипломант, в своей речи поведавший миру, что Луначарский и прочие злодеи совсем было уж собрались загубить русскую литературу посредством перевода русского языка на латиницу, да Сталин, горячо любивший и язык, и литературу, не позволил, был омерзителен, и, натурально, читать, что он там пишет, я никогда не буду). Но смущает сама ситуация. Или в прозе, в отличие от поэзии, авторы из стран бывшего СССР в общей картине русской литературы не представлены? Если это так, то я не вижу этому никаких объяснений. Или, что мне кажется более похожим на правду, в поэзии люди, готовившие список, озаботились тем, чтобы ОТ СЕБЯ выдвинуть на соискание премии действительно крупных и достойных авторов, которых они знали, – а в прозе составители лонг-листов (вполне возможно, что это были другие люди из числа ридеров или из состава жюри) положились на самотек, на то, что пришлют сами авторы? В речи ведущих церемонии всё время проскакивал странный оборот: "конкурс Русская премия". Этого не может быть, потому что не может быть никогда: конкурс и премия – две большие разницы (я об этом еще эвона когда писал). И выглядит это дело так, что в поэтической номинации была именно что присуждена премия – а в прозаических проводился конкурс. И не исключено, что произошло это потому, что на поэзию опекающие проект политиканы готовы были махнуть рукой и отдать номинацию на откуп тем, кто действительно разбирается в вопросе, – а на прозу наложили руку Глеб Павловский и Модест Колеров, фигурировавшие среди тех, кто вручал награды.

С заключительной речью выступил председатель жюри Чингиз Айтматов, выглядевший памятником самому себе и с трудом связывавший слова в предложения. Среди прочего сообщил он о том, что теперь по русскому языку, как и по всем другим имперским языкам (этого слова, я полагаю, у него в шпаргалках не было – выскочило само из подсознания), будет проводиться чемпионат – в видах вящей его популяризации. Под этим громким названием скрывается, как выяснилось, обычный scrabble, в СССР из "патриотических" соображений называвшийся гораздо более русским словом "Эрудит". При входе раздавали листки с выставленной позицией, обещая за лучший ход книгу Айтматова с автографом (при этом, однако, не объясняя, куда сдавать варианты), – из картинки видно, что организаторы болваны: в нормальном скрэббле цена буквы тем выше, чем буква реже встречается, а тут за Ф дается 4 очка, за О – 7, а за Р – 9. В этой позиции при этих правилах (предлагалось выставить только одно слово) я бы поставил по линии "г" слово "КАПРИЗ" – 64 очка; желающие могут посостязаться :)



P.S. Из появившихся отзывов прессы рекордной невменяемостью отличается материал в "Ведомостях": "К сожалению, почти все авторы стараются быть именно яркими, особенными. Эффектными. Если в стихах это еще как-то смотрится, то в крупной прозе — нет. От работ не возникает ощущения цельности, глубины высказывания. А если возникает, то очень нарочитой, вымученной. Боюсь, это диагноз", — говорит Глеб Шульпяков. Кто бы и сомневался, что Шульпяков – это диагноз, а чье-либо стремление быть особенным непереносимо для людей с абсолютным отсутствием индивидуальности, – но давать подобные экспертные оценки без комментария, солидаризируясь с ними, порядочному изданию не следовало бы.
Tags: отчеты
Subscribe

  • Премия «Поэзия»

    Итак, завершается предварительный этап выдвижения публикаций журнала «Воздух» на соискание премии «Поэзия». К настоящему моменту участники групп в…

  • Премия Норы Галь: Итоги 2015 года

    По техническим причинам на официальном сайте премии пресс-релиз появится на следующей неделе. 28 апреля в Библиотеке имени Тургенева в Москве были…

  • Премия НОС: короткий список

    Девять финалистов оглашены. Я доволен итоговым списком, который и для нас самих был в начале дебатов непредсказуем, — хотя несколько не вошедших в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Премия «Поэзия»

    Итак, завершается предварительный этап выдвижения публикаций журнала «Воздух» на соискание премии «Поэзия». К настоящему моменту участники групп в…

  • Премия Норы Галь: Итоги 2015 года

    По техническим причинам на официальном сайте премии пресс-релиз появится на следующей неделе. 28 апреля в Библиотеке имени Тургенева в Москве были…

  • Премия НОС: короткий список

    Девять финалистов оглашены. Я доволен итоговым списком, который и для нас самих был в начале дебатов непредсказуем, — хотя несколько не вошедших в…