Dmitry Kuz'min (Дмитрий Кузьмин, стало быть) (dkuzmin) wrote,
Dmitry Kuz'min (Дмитрий Кузьмин, стало быть)
dkuzmin

Category:

Убытие

Нынче вечером, прямо с анонсированной выше (ниже) акции, убываю в город Норильск, где с 30 марта по 1 апреля пройдет (под эгидой, естественно, Фонда Михаила Прохорова) первый Норильский фестиваль современной поэзии.

Концепция фестиваля

История русской поэзии за три века ее существования напоминает дерево. Авторы XVIII века – это корни: многие из них нам сегодня не видны сами по себе, но их живоносными токами так или иначе питаются все пишущие до сегодняшнего дня. Авторы XIX века – это ствол: тесно сцепленная логика событий, в рамках которой все пишущие связаны друг с другом прямыми отношениями притяжения и отталкивания. С началом XX века начинается интенсивное ветвление: поэты разных школ и направлений расходятся всё дальше друг от друга, избирая для себя различные художественные языки, различный круг эстетических проблем и задач. Русская поэзия сегодня – обширная, почти необозримая крона, и те, кто находится на разных ее краях, зачастую вообще не опознают друг друга как участников одного и того же литературного процесса. Более или менее полное представление об очертаниях этой кроны в целом – требует знакомства с творчеством нескольких сотен авторов, разбросанных по всему земному шару, вплоть до Сиднея и Белиза. И опыт даже самых крупных российских поэтических фестивалей – прежде всего, Московского биеннале поэтов, – показывает, что, как ни гонись организаторы за полнотой и представительностью состава, все равно формируемый ими образ русской поэзии оказывается фрагментарным и отчасти случайным. Но возможно и другое решение: ведь современная поэзия – это не только широкая галерея персоналий, но и узел художественных и мировоззренческих проблем.

Первый Норильский фестиваль современной поэзии сформирован по проблемному принципу. Шесть приглашенных для участия в нем авторов – и сами по себе заметные фигуры сегодняшней литературной сцены: Михаил Айзенберг – лауреат Премии Андрея Белого, старейшей независимой литературной награды в России, Вадим Месяц два года назад стал первым лауреатом новоучрежденной Бунинской премии, Дина Гатина и Юлия Идлис в разные годы были отмечены премией "Дебют"... Однако выбор именно этих поэтов обусловлен, прежде всего, тем, что их творчество не только в полной мере индивидуально, но и рельефно проявляет некоторые важные для нынешнего состояния поэзии тенденции. Жанр парного выступления двух авторов, широко опробованный московскими литературными клубами на протяжении последнего десятилетия, хорошо подходит и для того, чтобы оттенить особенности поэтики каждого, и для того, чтобы выявить общую проблемную основу.

Имена Михаила Айзенберга и Николая Звягинцева, встречающихся в первом вечере программы, уже звучали вместе: Айзенберг был одним из рецензентов, приветствовавших первую книгу Звягинцева в 1993 году, а третий сборник Звягинцева вышел в курируемой Айзенбергом книжной серии. Оба автора выступают продолжателями широко понимаемой постакмеистической традиции – вернее сказать, той ее краевой, но очень важной линии, которая протягивается от Анненского к Ходасевичу. Для этой линии и ее сегодняшних наследников исключительно важен тонкий баланс временного и вечного, соотношение в поэтическом тексте примет сегодняшнего дня и преломляемых ими универсалий человеческого бытия.

Юлия Идлис и Дина Гатина принадлежат к числу признанных лидеров младшего поэтического поколения, являются постоянными участниками разнообразных фестивалей и литературных акций, связанных с премией "Дебют", их книги изданы в выходящей под патронатом "Дебюта" серии "Поколение". Истоки поэтики Идлис и Гатиной очень разные, но есть один общий поворот: для обеих имеет большое значение пол и возраст лирического "я". Это поэзия, говорящая голосом юной девушки. А для современной поэзии (и культуры вообще) очень важна такая четкая окраска голоса принадлежностью к поколению и гендеру.

Вадим Месяц и Фёдор Сваровский, в противоположность двум другим парам фестиваля, никогда, кажется, не сталкивались в рамках одного и того же литературного проекта, и их стихи на первый взгляд имеют мало общего. Месяц в последние 5-6 лет работает, главным образом, над пространным циклом "Норумбега" – своеобразным фрагментарным эпосом, который мог бы быть сложен некоторым условным северным народом (возможно, полумифическими варягами). Сваровский известен, в первую очередь, своими фантастическими балладами, герои которых – роботы, космические пришельцы и агенты немыслимых спецслужб по борьбе с ними, однако, против ожидания, ирония в зубодробительных сюжетах Сваровского присутствует в очень осторожной, прямо-таки гомеопатической дозировке. Но в сопоставлении тексты Месяца и Сваровского заставляют задуматься о том, какую роль в сегодняшней поэзии может играть мифотворчество, какую альтернативу предлагает поэзия философско-психологическому осмыслению насущного мира и места человека в нем, как и почему сегодня вместо постижения наличной реальности выдвигается попытка сконструировать другую, параллельную.

Наконец, еще один проблемный узел сегодняшнего поэтического процесса представлен дополнительной программой фестиваля – демонстрацией поэтических видеоклипов и коллажей: поэзия сегодня активно ищет новые формы своей презентации, отвечая на вызов нашего времени, переносящего центр тяжести в восприятии новой информации со словесных каналов на аудиовизуальные.

Что же касается более широкой панорамы персоналий современного русского стиха, то она представлена в рамках фестиваля выставкой "Лица русской поэзии".

Фестиваль проводится при поддержке журнала поэзии "Воздух", в задачи которого также входит как представление широкой панорамы лиц современной поэзии, так и сосредоточение внимания на ее проблемных узлах. Встречи с поэтами будет предварять вступительным словом главный редактор журнала Дмитрий Кузьмин.


Сомневаюсь, что среди читающих меня есть жители Норильска, — но если вдруг, то милости прошу :)
Tags: анонсы, проблемы литературной теории и практики
Subscribe

  • Слишком много приставок, Амадей

    Я не против того, чтобы рассмотреть пьесу Стоппарда как модельную для литературы XXI века: почему бы нет. Но есть нечто глубоко странное в том,…

  • Ответ Костылевой

    Под Новый год я получил довольно удивительный ответ Елены Костылевой в рамках многосерийной драмы «Премия Белого и Ф-Письмо». Основная его…

  • REICHSSCHRIFTTUMSKAMMER

    Так называлось у немцев то, что сегодня возглавил Шаргунов. — — — — — — — — — Оригинал этого поста размещён в авторском блоге…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments