Dmitry Kuz'min (Дмитрий Кузьмин, стало быть) (dkuzmin) wrote,
Dmitry Kuz'min (Дмитрий Кузьмин, стало быть)
dkuzmin

И всё из-за того, что он неверно записывает за мной

В "Книжном обозрении" пишут про июньское (6.06.06) собрание дискуссионного клуба "День второй". Может, для этого незатейливого издания такого изложения и довольно, но характерным образом наиболее принципиальная грань дискуссии из отчета исчезла — остались только соображения правильные, но тривиальные. Между тем главный узел напряжения был в диалоге Ильи Кукулина и Бориса Дубина. Кукулин (по мотивам ряда своих НЛОшных статей) говорил о том, что поэзия — выражение предельного антропологического опыта, а потому и разговор о поэзии требует интереса именно к антропологической новизне. Такой интерес в современном российском обществе маргинализирован (моя интерпретация: оттеснен на периферию сиюминутными социокультурными обстоятельствами), а потому осмысленный разговор о поэзии остается уделом самих поэтов (ну, понятное дело, не всех). Отвечал Кукулину Дубин, заметивший, что о поэзии можно говорить по-разному. О поэзии как о поэзии и должны говорить сами поэты. Другие (подразумевается: читатели) говорят о поэзии как о метафоре чего-то, что им важно в жизни. Проблема в том, что эти два дискурса не встречаются: в культуре нет понимания того, каким образом внутрипоэтические процессы и механизмы имеют выход на общезначимую социокультурную и социально-психологическую проблематику. Отсюда широко распространенное у читателей (и, добавлю, тех критиков, которые по сути своей выражают не определенную профессиональную позицию, а слабо отрефлексированное профанное восприятие) ощущение того, что поэзия занята какими-то своими внутренними штучками-дрючками, ничего не значащими за пределами ее самой (наиболее распространенный и самый тривиальный поворот этой идеи — тезис о поэтах, заигравшихся в формальный эксперимент: тезис совершенно бессмысленный, поскольку любая форма содержательна). Причина этого положения вещей, утверждает Дубин (в своей, понимаем, ипостаси социолога культуры) — в глубоком ценностном кризисе современного российского общества: отсутствие ценности ведет к социальной инертности, первый признак которой — отсутствие медиации, то бишь воли к установлению связей между дискурсами (или, если угодно, между социокультурными группами).
Tags: отчеты, проблемы литературной теории и практики
Subscribe

  • Чарльз Симик. Открыто допоздна

    В течение 11 дней в Фейсбуке проводилось голосование лайками по поводу названия будущей книги Чарльза Симика на русском языке. Проголосовало 110…

  • Статистика

    Подсчитанные: Антон Азаренков, Ростислав Амелин, Вадим Банников, Василий Бородин, Оксана Васякина, Анна Глазова, Алла Горбунова, Кузьма Коблов,…

  • Возвращаясь к дю Буше

    Кирилл Корчагин подготовил вполне выдающийся материал: панораму французской поэзии второй половины прошлого века. В идеальном мире, конечно, это…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments