Dmitry Kuz'min (Дмитрий Кузьмин, стало быть) (dkuzmin) wrote,
Dmitry Kuz'min (Дмитрий Кузьмин, стало быть)
dkuzmin

Categories:

Задним умом: Нижний Новгород

О нижегородском поэтическом фестивале "Стрелка" уже все написали, что избавляет от необходимости в формальном отчете (на Gif.Ru всё верно, за вычетом разве что включения Марии Глушковой, давно известной по сетевым публикациям, в число открытий фестиваля) и в эмоциональных выплесках (тем более что весь отпущенный мне природой лимит эмоций был у меня в три нижегородских дня задействован по другой линии). Следовательно, можно немного порассуждать на принципиально-концептуальном уровне — не в плане критики случившегося (в любом случае при имевшихся материальных и организационных ресурсах результат — заметная удача), а скорее на перспективу.

Основной вопрос — вопрос позиционирования. Если это фестиваль современной поэзии, а не фестиваль молодых авторов, то ни с какой стороны не правильно, что из 36 участников программы около 30 принадлежит к младшему поэтическому поколению (несколько местных авторов формально постарше, но по смыслу относятся к дебютантам 2000-х годов, — пожалуй, только Дмитрия Зернова я бы рискнул отнести к предыдущему поколению). Понятны все три резона такого решения: молодые легче на подъем, организаторам проще до них добраться (через тот же ЖЖ), плюс есть надежда, что они окажутся ближе молодежной же аудитории. Но значительный элемент дезориентации при таком раскладе возникает: слушателям неясно, откуда у многих выступающих растут ноги. Если в самом деле вслед за фестивалем пойдут авторские вечера и в Нижний станут приезжать ключевые фигуры современной русской поэзии — то отчасти этот недостаток подготовки у аудитории может быть к следующему фестивалю восполнен. Но и тогда вопрос останется: Фестиваль современной поэзии и Фестиваль молодых поэтов — два разных жанра. И фокусировка внимания на младших авторах может не только сбить с толку публику, но и самим авторам оказать дурную услугу, если наработки собственного поколения начнут выступать основной точкой отсчета. Пока и в Калининграде, и в Нижнем был предъявлен формат молодежного фестиваля с гомеопатическим вкраплением старших авторов, — для старших авторов это скорее удовольствие (потому что в таком контексте и не захочешь, а почувствуешь себя на 15 лет моложе), а вот остальным...

В связи с вышесказанным (хоть это и частность): на протяжении всего фестиваля меня сильно смущал градус комплиментарности со стороны организаторов. На каждом вечере несколько раз повторялось, что-де здесь собрались выдающиеся поэты (один раз даже выскочило "великие"). К большинству участников "Стрелки" я отношусь с интересом и уважением, считая их заметными фигурами в молодой литературе, лидерами своего поколения и т.п., но до статуса "выдающегося русского поэта" всем без исключения присутствовавшим авторам предстоит еще 10-20 лет поработать. Давайте будем аккуратнее в оценках, дабы не скатываться к литинститутскому "старик, ты гений".

По площадкам. Думается, что распределять авторов по ним следует исходя из специфики текстов и манеры исполнения. Сложные метафизические построения Вадима Кейлина легче бы воспринимались в более академической обстановке Областной библиотеки, чем в наэлектризованном пространстве арт-кафе "Буфет", структурно аналогичного московским "Пирогам" (хотя и намного более уютного). И наоборот, Анна Логвинова могла бы зацепить публику и в более эстрадном формате чтений. Иной раз, конечно, не угадаешь (скажем, Дина Гатина на чтениях в "Безухове" явно чувствовала себя не в своей тарелке, что при ее опыте выступлений отчасти удивительно), но по крайней мере это надо осмыслить как задачу. Насчет использования ресторана "Безухов" для таких акций я бы вообще предложил поразмыслить: авторов, способных удерживать такой зал (вопрос не в величине, а в конфигурации и атмосфере), вообще не так много, и нет смысла выпускать их мелкими порциями (т.е. если бы, к примеру сказать, вечер в "Безухове" был поделен между Дмитрием Воденниковым, Андреем Родионовым, Юлием Гуголевым и Вадимом Калининым...).

Нижегородские авторы были, в целом, милы. Из ранее неведомых — прежде всего Сергей Кузьмин и Анастасия Зеленова. На слух трудно судить, но какое-то даже и родство между ними мне послышалось. Тут есть такой поворот: поиск способов сделать поэтическое высказывание современным, привязанным к сегодняшнему дню, в обход наиболее характерных, трендовых подходов к проблеме. Конечно, у Кузьмина и Зеленовой нет такой целенаправленной задачи, но итог вполне позитивный. Возможно, стоило бы для усиления нижегородской фракции сделать что-нибудь постоянно действующее (как минимум, отдельный сайт, что совсем не исключает участия в "Полутонах" и т.п.).

В целом, конечно, как любая инициатива, это замечательно. Остался пустяк: не дать энтузиазму себя захлестнуть :)
Tags: отчеты
Subscribe

  • <Новости арифметики>

    “51 – 16 = 35 35 лет что-то происходило в моей личной жизни. Не пора ли прекратить?” Пишет поэт Воденников. Пойду покажу это стихотворение Одному…

  • Стихотворение Германа Лукомникова

    В нашем обществе спектакля Ты не суй в меня тентакля. («Стихотворение Германа Лукомникова» — это, если кто не в курсе, такой жанр. Рифмовать…

  • Боб Флетчер, фермер

    Это не новый сюжет, но я его раньше не видел. В двух словах: жил себе парень в калифорнийской глубинке, работал сельскохозяйственным инспектором.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

  • <Новости арифметики>

    “51 – 16 = 35 35 лет что-то происходило в моей личной жизни. Не пора ли прекратить?” Пишет поэт Воденников. Пойду покажу это стихотворение Одному…

  • Стихотворение Германа Лукомникова

    В нашем обществе спектакля Ты не суй в меня тентакля. («Стихотворение Германа Лукомникова» — это, если кто не в курсе, такой жанр. Рифмовать…

  • Боб Флетчер, фермер

    Это не новый сюжет, но я его раньше не видел. В двух словах: жил себе парень в калифорнийской глубинке, работал сельскохозяйственным инспектором.…