Dmitry Kuz'min (Дмитрий Кузьмин, стало быть) (dkuzmin) wrote,
Dmitry Kuz'min (Дмитрий Кузьмин, стало быть)
dkuzmin

Categories:

Звенигород-2

Обещанное/отложенное: третий день семинара в "Звенигороде".
Ходорковский произвел странное впечатление. Заявив доклад на тему "Социальная ответственность бизнеса", вместо этого 40 минут рассказывал о своем пути в бизнесе, стесняясь и кокетничая. Было видно, что очень хочет понравиться, - и совершенно непонятно, для чего. Ну неужели же в предположении, что писатели напишут про него романизированную биографию? При этом Ходорковский позиционировал себя как "свой парень", все время повторяя речевые формулы типа "ну, вы же помните, как это было" (по большей части применительно к каким-то финансово-экономическим сюжетам, которые людям, не имеющим отношения к бизнесу, помнить не с чего и незачем). Вот этот месседж "Я - один из вас" остался для меня полнейшей загадкой. Кажется, то же недоумение сквозит и в отчете коллеги Березина по данному вопросу.

С оного недоумения начал свое выступление вечером того же дня и Андрей Зорин, трактовавший об отношениях писателя с властью, - и мое предположение, что в основе таки лежит инерция, представление об особой роли писателя в общественной жизни, отвел как слишком простое (впрочем, не предложив иного). В остальном выстроил изящную (и вполне, на мой вкус, произвольную) схему: как власть общается с писателем как с выразителем народных чаяний, а писатель так и норовит от лица народа выступить (начиная с Александра Сергеевича, утверждавшего прямо: "неподкупный голос мой был эхом русского народа"). Совершенно же мертвая эта мифология, и все фигуры в настоящем и недавнем прошлом русской литературы, которые с радостью в эту схему встраивались, от Солженицына до Астафьева, суть консерваторы par excellence, - нам же интересно, какова перспектива, да? Как может отзываться в обществе и в культуре (в т.ч. в диалоге с властью) тезис о писателе как сугубо частном человеке и тезис о писателе как профессионале, представителе цеха?

В промежутке между Ходорковским и Зориным выступали от общества "Мемориал" Александр Даниэль и Арсений Рогинский, объяснявшие про свое понимание концептов "гражданский долг", "гражданская ответственность" и т.п. Все это исключительно в рамках диссидентской парадигмы, которая хороша при сопротивлении тоталитаризму, но не может использоваться как фундамент для построения каких-то новых систем.

В целом мероприятие было загадочное. По-видимому, основной его смысл был закулисный: представитель культурных программ "Открытой России" (гуманитарного проекта Ходорковского), писатель Мария Голованивская, отсматривала предложенных писателей для каких-то будущих видов. Каких - не понимаю. Но рассчитываю узнать :)

Неофициальные впечатления. Писатель Постнов, в плаще и шляпе похожий на персонажа Достоевского или Чехова. Писатель Цветков-младший, откровенно решивший три дня расслабиться в ностальгическом советском пансионате и не произнесший на семинарах ни слова. Писатель Геласимов, обладающий фантастической коммуникабельностью. Хорошенькая девушка-фотограф из ОГИ и не менее хорошенький мальчик оттуда же (типа на побегушках). Ицкович и Зорин, очень хорошо смотревшиеся рядом.
Tags: отчеты
Subscribe

  • Статистика

    Подсчитанные: Антон Азаренков, Ростислав Амелин, Вадим Банников, Василий Бородин, Оксана Васякина, Анна Глазова, Алла Горбунова, Кузьма Коблов,…

  • «...Гумилёвский бульвар упирается в площадь Долматовского...»

    Полвека истории русской поэзии — в полуфразе из репортажа о новостях московской топонимики. — — — — — — — — — Оригинал этого поста размещён в…

  • Нам не дано предугадать

    Посмертный сборник стихов калифорнийского поэта Карла Тирни (Karl Tierney; 1956–1995) о жизни и смерти геев Сан-Франциско в эпоху СПИДа. Издан в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments