Dmitry Kuz'min (Дмитрий Кузьмин, стало быть) (dkuzmin) wrote,
Dmitry Kuz'min (Дмитрий Кузьмин, стало быть)
dkuzmin

Categories:

Фестиваль верлибра, 22-23.04., Музей Ахматовой (окончание)

Заключительный вечер 23 апреля прошел без лишних потрясений. Чаемых питерских мэтров особо-то и не было: Драгомощенко прочел одно стихотворение, Березовчук оказалась больна, Завьялов и Скидан — в отъезде... Московская делегация была многочисленней, чем на московских фестивалях питерская, но с преобладанием, мягко скажем, не первых лиц — при том, что Константин Рубахин mnog, Марина Хаген golda и прекрасное существо® Настя Денисова были естественным образом милы, а Петр Попов poet_try еще и трогателен с юношескими (т.е., собственно, давно списанными в архив, но для такого случая на один раз оттуда извлеченными) подражаниями Кириллу Медведеву. Впрочем, двое последних милы по-любому (вообще фоторепортаж с фестиваля уже выложен, включая несколько ярких кадров — особенно хорош Вячеслав Курицын с накладными хвостами). В зале были замечены несколько неожиданных лиц: приехавшие из Москвы же, но по другому поводу Ольга Зондберг hmafa и Сергей Соколовский hzzh, а также Николай Кононов, кулуарно сознавшийся, что пришел для того, чтобы убедиться, что никакого верлибра на самом деле нет. Под занавес выступал Алексей Сосна, преимущественно известный как владелец Зверевского центра современного искусства, где живет литературный клуб "Премьера", — и в знак протеста долго читал рифмованную силлабо-тонику (надо сказать, что такие жесты повторяются каждый раз и каждый раз оформляются одинаковой риторикой: раз "свободный стих" — значит, должна быть свобода читать что угодно). Организаторы очень обиделись, а Сосна потом долго объяснял, что он, собственно, всего лишь пошалил, а к нему отнеслись так, как будто он наблевал в угол.

Что сказать в целом? Я когда-то писал о жанровом различии между премией и конкурсом. Кажется, о фестивалях можно сказать то же самое: они бывают двух типов — ориентированные на массовый характер явления и на представление crème de la crème. Фестиваль верлибра изначально шел по первому пути, поскольку в эпоху его зарождения была необходимость в легитимации самой формы как полноправной формы поэтического высказывания — а для этого нужно было продемонстрировать ее массовость. Эта задача в таком виде сегодня больше не стоит: кому можно было продемонстрировать — тем уже продемонстрировано. Следовательно, вопрос: кому и зачем нужен теперь именно такой тип акции, в которой участвует множество второстепенных авторов с посредственными текстами? По сути дела (помимо самих этих авторов) — узкому кругу профессионалов, которым важно и интересно следить за самим развитием формы, за процессами и тенденциями, которые хорошо видны именно на материале авторов второго и третьего ряда, за возможными ростками чего-то перспективного в кругу дебютантов... В то же время для более или менее сторонней публики (включая и литераторов вроде Кононова, который сам к верлибру никакого отношения не имеет) этот тип акции заведомо проигрывает. Настолько, что напрашивается мысль о проведении наряду с весенним фестивалем верлибра (массовым) осеннего фестиваля верлибра (только 15-20 ведущих мастеров) с акцентом не на массовость явления, а на достигаемые в его рамках вершины.

Из кулуарного — наиболее занимателен был сеанс общения с молодым русским поэтом из Тарту Игорем Котюхом. Рассказывал он сперва про то, как представлена Россия на грядущем в Эстонии большом международном поэтическом фестивале: 80-летней питерской поэтессой Норой Яворской (за то, что всю жизнь переводила эстонскую поэзию) и неким Игорем Беловым, про которого в проспекте сказано "один из лидеров молодой российской поэзии"; я, надо сказать, о таком слышал впервые — а теперь полюбопытствовал и не остался в накладе. Потом стал показывать образцы молодой эстонской поэзии в своих переводах: совершенно безликие и беспредметные, отвечающие традиционным стереотипам о стране (озера, холмы, то да сё). Я возмутился: а где же нерв времени, где авторская и человеческая индивидуальность? Ну как же, сказал поэт Котюх, зато в этих стихах есть вечные ценности... Вот эта святая уверенность в том, что обращение к вечным ценностям и вечным темам освобождает автора от обязанности осмыслить вечное и общее как сиюсейчасное и индивидуальное — самое, пожалуй, поразительное в художественном мышлении консерватора.
Tags: отчеты
Subscribe

  • Кстати

    «Вся Аномалия знала, что в резиденции, или, как ее называли, в “хижине дядюшки Дино”, насчитывалось ровно тысяча и одна комната, включая спальни,…

  • Квази-Зази

    Там не только римбрантов продают, — сказал хмырь, — там есть гигиенические стельки, лаванда и гвозди и даже неношеные куртки. © — — — — — — — — —…

  • Франц Кафка — 137

    Незадолго до смерти Франц Кафка (фамилия которого переводится с чешского как «галка») решил попробовать переменить свою жизнь и вместе со своей,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments

  • Кстати

    «Вся Аномалия знала, что в резиденции, или, как ее называли, в “хижине дядюшки Дино”, насчитывалось ровно тысяча и одна комната, включая спальни,…

  • Квази-Зази

    Там не только римбрантов продают, — сказал хмырь, — там есть гигиенические стельки, лаванда и гвозди и даже неношеные куртки. © — — — — — — — — —…

  • Франц Кафка — 137

    Незадолго до смерти Франц Кафка (фамилия которого переводится с чешского как «галка») решил попробовать переменить свою жизнь и вместе со своей,…