Dmitry Kuz'min (Дмитрий Кузьмин, стало быть) (dkuzmin) wrote,
Dmitry Kuz'min (Дмитрий Кузьмин, стало быть)
dkuzmin

Category:

Продолжение про Фестиваль верлибра: конференция

Второй день фестиваля начался с конференции — и, в частности, с установочного доклада профессора Орлицкого о том, что от верлибра следует отличать гетероморфный стих (состоящий из метрических строк разного рода, тогда как в чистом верлибре метрических строк быть не должно, или должно быть менее скольких-то там процентов). Подход ни с какой стороны не убедительный, даже если не проводить сопоставления с давними идеями А.Л.Жовтиса о верлибре как стихе со сменой мер повтора. Сами эти процентные подсчеты делают суть вопроса неразличимой: стих с 20% метрических строк — одно, а с 30% — другое, — не может быть такого (особенно если учесть, что метрические строки метрическим строкам рознь, и стих с 20% строк 5-стопного ямба — совсем не то же, что стих с 20% строк каких-нибудь перемешанных 4-стопных трехсложников). Но главное, конечно, то, что мера инклюзивности силлабо-тонического стиха все же довольно высока, особенно в трехсложных размерах, и мало ли какие отдельные строки можно интерпретировать как более или менее, с теми или иными ритмическими ходами и аномалиями, метрические! При анализе метрики моностиха это хорошо заметно: скажем, строку Василиска Гнедова "Бушующее будущее опыляю" С.И.Кормилов определяет как 6-стопный ямб — и, в самом деле, строка с тремя пиррихиями в 6-стопном ямбе once in a blue moon может встретиться, но вне ямбического контекста кто ж этот ямб как ямб опознает!

Последовавшее сообщение Ани Андреевой eule как будто специально было предназначено для того, чтобы эту шаткую методологию окончательно угробить: собственно, речь в сообщении шла о том, что в миниатюрах по 2-3-4... строчки идея про сколько-то процентов метрических строк не работает, потому что, ясное дело, в 3-строчном тексте один стих — это уже больше 30%. Позитивное предложение сводилось к тому, что метрику миниатюр надо анализировать как-то иначе (как — неизвестно), но это уже в чистом виде парадокс кучи: сколько строк должно быть в миниатюре, чтобы анализировать ее "как-то иначе", и как может быть, что метрика 5-строчного текста определяется одним способом, а 6-строчного — другим?

(Я продолжаю думать, что единственный выход здесь — идти от семиотики и анализировать тексты неочевидного метроритмического устройства в рамках схемы "установка — сигнал — структура". При том, что сформулировать на этом основании цельную стиховедческую концепцию я не готов.)

Далее последовал доклад дамы из Минска про верлибр у Веры Павловой (уровень студента-младшекурсника: в верлибрах Веры Павловой встречается это, это и вот это), разбор Людмилой Владимировной Зубовой стихотворения Льва Лосева "Игра слов с пятном света" (подробный и точный, хотя текст этот у Лосева, прямо скажем, не из лучших), вполне необязательное по набору фактов и характеру наблюдений сообщение Даши Суховей d_su о случаях автокомментария в верлибре, занятный рассказ переводчицы Алины Поповой о том, как соотносятся стихи и поэтическая проза у Анри Мишо (никакой филологии, чистый набор фактов, из которых понятно, что границы между своими стихами и прозой Мишо не видел, а если какую-то в некоторых случаях и видел, то совершенно не там, где ее видел кто-либо другой).

В заключение Аркадий Драгомощенко выступил с прочувствованной речью in memoriam Роберта Крили, в которой было много занятного, но меня в наибольшей степени заинтриговал пассаж о том, что полуслепой Крили под старость дал последней жене обещание ездить на машине со скоростью не более 25 миль в час, и поэтому его все время останавливали полицейские, узнавали и отдавали честь. Вот эта сцена с американским ГАИшником, который узнаёт Роберта Крили (пусть не в лицо, это ладно, но по предъявлению документа), совершенно не укладывается в моем сознании — при всем, что называется, уважении и к Америке, и к Роберту Крили...
Tags: отчеты
Subscribe

  • Луиза Глик

    СИНИЙ КУПОЛ Надоели мне руки сказала она я хочу крылья — Но как же ты без рук останешься человеком? Надоело мне быть человеком сказала она я хочу…

  • Рихардс Баргайс

    Из книги «Сплетни» про деревенского поэта поэт-нищеброд в столице, переделав всю свою горящую работу, на автовокзале ждал маршрутку и смотрел, как…

  • Арно Титовс

    Автопортрет, или Зоопарк видений на Пятой авеню густоволосый мужчина с окостенело изогнутой спиной уже полгода твердит мне, что я Иисус; раскрываю…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • Луиза Глик

    СИНИЙ КУПОЛ Надоели мне руки сказала она я хочу крылья — Но как же ты без рук останешься человеком? Надоело мне быть человеком сказала она я хочу…

  • Рихардс Баргайс

    Из книги «Сплетни» про деревенского поэта поэт-нищеброд в столице, переделав всю свою горящую работу, на автовокзале ждал маршрутку и смотрел, как…

  • Арно Титовс

    Автопортрет, или Зоопарк видений на Пятой авеню густоволосый мужчина с окостенело изогнутой спиной уже полгода твердит мне, что я Иисус; раскрываю…