Dmitry Kuz'min (Дмитрий Кузьмин, стало быть) (dkuzmin) wrote,
Dmitry Kuz'min (Дмитрий Кузьмин, стало быть)
dkuzmin

Categories:

Предлагают подписать

В Таганский районный суд г. Москвы

Обращение творческой интеллигенции по поводу преследования устроителей и участников выставки «Осторожно, религия!»


Искусство создается не для украшения интерьеров и потакания вкусам потребителей. Оно, прежде всего, призвано быть свидетелем времени и выразителем тех явлений в обществе, для которых в общественном дискурсе еще не выработан адекватный язык. Современное искусство - это живой и актуальный отклик на вызов времени, и границы его не подлежат регулированию статьями уголовного кодекса, что четко и недвусмысленно выражено в определениях Европейского суда по Правам Человека.

Свобода художественного творчества обязательно включает в себя свободу критического осмысления различных элементов культуры, в том числе, и того, как отражаются в культуре различные религии и идеологии.

Уже три столетия как для носителей ценностей Европейской цивилизации самоочевидно, что любая культура нуждается в пространстве свободы, в котором она может развиваться и выражать различные точки зрения, не обязательно совпадающие с общепринятыми.

Особенно это относится к искусству и, в первую очередь, к искусству современному.

Свобода не может являться достоянием какой-то одной идеологии. Нам казалось, что утверждение в нашей стране принципов конституционной демократии обеспечивает каждому гражданину России право свободно жить, свободно творить, свободно выражать свои взгляды, что эпоха идеологических гонений осталась навсегда в прошлом.

Наше общество не является некой однородной массой. Как и в любой цивилизованной стране есть в нем большинство и меньшинства. Есть в нем и различия. Художники, участвовавшие в выставке «Осторожно, религия!», пытаются выразить разные отношения к заявленной теме. Реакция на эту выставку еще раз доказывает, что есть в нашем обществе определенные силы, отказывающиеся считаться с фундаментальными гражданскими правами, выраженными в нашей Конституции, во Всеобщей декларации Прав Человека.

Мы понимаем, что у многих людей вызывает агрессию непонятное, особенно если оно облечено в непривычную образную форму. Мы понимаем, что люди, считающие традиционную интерпретацию религиозных символов или исторических образов и тем каноническими, «священными», могут быть огорчены или рассержены их неоднозначной трактовкой в произведениях искусства. Для одних – это повод вступить в художественный или философский диалог. Для других – это предлог для насилия, для погрома и принуждения. Мы помним омерзительный приговор поэту Салману Рушди. Мы сами видели, к какому варварству, к какому разрушению тысячелетних памятников культуры привел фанатизм талибов в Афганистане.

Но мы поражены тем, что в XXI веке в светской европейской стране прокуратура требует уголовного преследования – за проведение художественной выставки. Страницы уголовного дела против директора Сахаровского центра Юрия Самодурова, сотрудницы музея Сахаровского Центра Людмилы Василовской и художницы Анны Альчук (Михальчук) в связи с выставкой «Осторожно, религия!» возвращают нас к позорным временам преследования инакомыслящих. Государственное обвинение, допрашивая художников, буквально выискивает признаки «ереси».

Инквизиционное обвинение, сформулированное прокуратурой, свидетельствует о том, что в нашей стране, провозгласившей себя правовым и демократическим государством, в котором по Конституции Церковь отделена от Государства, не соблюдаются элементарные принципы свободы самовыражения.

Вместо погромщиков, прихожан одного из московских православных храмов, разгромивших выставку, судят сотрудников музея и художников. Прокуратура опирается на позицию религиозных националистов, везде ищущих свидетельства нападок на Православную Церковь и на Россию. Обществу пытаются навязать художественный и мировоззренческий «стандарт», проникнутый духовной узостью и фанатизмом.

Представители фундаменталистских религиозных групп пытаются с помощью правоохранительных органов присвоить себе монопольное право на интерпретацию религиозной символики, давно уже ставшей достоянием мировой культуры и органически вошедшей в плоть и дух светского европейского искусства, к которому исторически относится и искусство России.

Мы требуем уважения к праву на свободу выражения мнений, на свободу художественного творчества и на право доступа к культуре, гарантированного Конституцией России и международным правом.

Мы считаем абсурдом утверждение, что выставка, проведенная на территории светской негосударственной организации, является оскорблением чувств верующих и способствует разжиганию национальной розни. Работа художников всегда может служить предметом общественного обсуждения и критики, но никак не объектом уголовного разбирательства.

Нам стыдно за позицию прокуратуры Москвы, потому что она позорит доброе имя нашей страны, дискредитирует российскую правоохранительную систему.

В полученном мною тексте стоят 15 подписей, из которых мне что-либо говорят имена художников Натальи Абалаковой, Анатолия Жигалова, Игоря Макаревича, Татьяны Антошиной, перформера Германа Виноградова, арт-критика Андрея Ковалева, куратора Дмитрия Булатова. Письма о желании присоединить свою подпись просят слать на адрес anna@gnosis.ru или оставлять в комментах у Андрея Ковалева.
Subscribe

  • Луиза Глик и Пушкин

    ПРИМЕТЫ Я ехала к тебе: мечты вокруг меня роились, как живые, и с правой стороны луна плыла за мной, пылая. Я ехала назад: всё изменилось. Душа моя…

  • Из какого сора растут стихи критиков

    Значит, смотрите, какая волшебная история. Сперва была рецензия Максима Алпатова на «Приговоры» Лиды Юсуповой — в которой его претензии к книге…

  • Статистика

    Подсчитанные: Антон Азаренков, Ростислав Амелин, Вадим Банников, Василий Бородин, Оксана Васякина, Анна Глазова, Алла Горбунова, Кузьма Коблов,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment